Политики по обе стороны Атлантики рассматривают возможность введения новых правил в отношении стандартно-важных патентов (SEP). В то время как Европейский союз (ЕС) пытается принять соответствующее законодательство, американские власти, такие как Министерство торговли и Ведомство по патентам и товарным знакам США, изучают эти вопросы и, возможно, задумываются о собственных реформах, чтобы противостоять изменениям, внесенным ЕС.
Но… Эти усилия в конечном итоге принесут легкую геополитическую победу таким соперникам, как Китай. Ожидаемые изменения не только рискуют навредить инноваторам США и ЕС и процедурам стандартизации, на которые они опираются, но и придают легитимность ответным мерам китайских регуляторов, которые явно и намеренно ставят палец на чашу весов в пользу отечественных компаний. Экосистема SEP чрезвычайно сложна, и поспешное регулирование может привести к глобальной гонке на дно, которая в конечном итоге навредит тем самым компаниям и потребителям, которых они призваны защищать.
Перевод статьи Дирка Ауэра и Кристиан Стаут
Оглавлениение
ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, ГЛОБАЛЬНЫЙ ОХВАТ
В апреле 2023 года ЕС опубликовал “Предложение по регламенту о стандартных существенных патентах”. Предложение направлено на повышение прозрачности путем создания реестра SEP (и сопутствующих проверок на существенность), а также на ускорение распространения этих технологий путем, среди прочего, внедрения системы необязательного арбитража совокупных роялти и “справедливых, разумных и недискриминационных” (FRAND) условий.
Но хотя предложение номинально относится только к европейским патентам, его последствия будут гораздо шире. В частности, мнения о совокупных роялти и условиях FRAND будут применяться во всем мире. Таким образом, европейские политики будут выносить решения (хотя и необязательные) о соответствующих роялти, которые должны взиматься во всем мире. Это еще больше подстегнет иностранные юрисдикции к ответным действиям, зачастую без защитных ограждений и независимости, которые традиционно служили сдерживающим фактором для политиков на Западе.
УСИЛИЯ КИТАЯ ПО ПРЕВРАЩЕНИЮ В “КИБЕРНЕТИЧЕСКУЮ СВЕРХДЕРЖАВУ
Китайские политики давно считают, что SEP имеют жизненно важное стратегическое значение, и предпринимают активные шаги для защиты китайских интересов в этом пространстве. Последний шаг был сделан Первым промежуточным народным судом Чунцина в споре между китайской компанией Oppo и финской Nokia. В спорном решении, вынесенном в декабре 2023 года, суд ограничил максимальный размер роялти FRAND, которые Nokia могла взимать с Oppo за использование SEP Nokia, относящихся к стандарту 5G.
К сожалению, решение суда выглядит явно предвзятым по отношению к китайским интересам. При расчете роялти, которые Nokia могла бы взыскать с Oppo, суд применил значительную скидку в Китае. Сообщается, что, придя к такому выводу, суд определил совокупную ставку роялти для всех патентов 5G и разделил полученную сумму на количество патентов у каждой компании – широко дискредитированная метрика.
Решение суда было воспринято как протекционистский шаг, что вызвало озабоченность западных политиков. Похоже, что оно создает опасный прецедент, когда геополитические соображения начнут играть все большую роль в сложной и технической сфере политики в области ОЭЗ.
ПРОЗРАЧНОСТЬ, СОВОКУПНЫЕ МАНДАТЫ НА РОЯЛТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФРЕНДОВ
Если не принимать во внимание возможную реакцию Китая, проект постановления ЕС, скорее всего, нанесет ущерб инноваторам. Постановление предусматривает создание системы государственных проверок существенности и необязательных арбитражных разбирательств по вопросам роялти. Целью будет повышение прозрачности и проверка того, что патенты, объявленные “стандартно важными”, действительно отвечают этим требованиям.
Однако такая система будет дорогостоящей и сложной в эксплуатации. Для работы в качестве оценщиков и примирителей потребуется такое большое количество квалифицированных экспертов, что найти их может оказаться крайне сложно (или невозможно). Объем работы, необходимый для этих экспертов, скорее всего, окажется непреодолимым, а расходы будут возложены на участников отрасли. Кроме того, изобретатели будут лишены возможности добиваться судебного запрета на время проведения арбитража. В конечном итоге, несмотря на отсутствие обязательной силы, такая система может привести к де-факто ограничению размера неустойки, что снизит уровень инноваций.
Наконец, неясно, может ли такая форма скоординированного обмена информацией и коллективного установления роялти привести к сговору в различных точках цепочки создания стоимости. Это может как навредить потребителям, так и удержать компании от коммерциализации стандартизированных технологий.
Одним словом, подобные инициативы “сверху вниз”, скорее всего, не смогут учесть нюансы индивидуальных патентов и стандартов. Кроме того, они могут внести путаницу и подорвать стимулы, способствующие развитию доступных инноваций.
ЗАПАДНЫЕ ПОЛИТИКИ ДОЛЖНЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКЕ КИТАЯ
Суть в том, что изменения, рассматриваемые политиками США и ЕС, могут подорвать инновации на Западе. Предприниматели SEP добились успеха, потому что смогли монетизировать свои инновации. Если власти предпримут шаги, которые без необходимости нарушат баланс в переговорном процессе между новаторами и исполнителями – как это начали делать китайские суды и как это непреднамеренно может сделать европейский проект постановления, – это нанесет ущерб лидерству США и ЕС в отраслях, требующих больших затрат на интеллектуальную собственность. В свою очередь, это ускорит достижение Китаем цели стать “кибернетической великой державой”.