Люди склонны представлять себе Средневековье как что-то вроде видеоигр “Kingdom Come” или “Total War”: эпоха полного политического хаоса, когда правили мечи и кинжалы, а мужественность и физическая сила имели большее значение, чем управление.
Как историк Средневековья, я считаю, что этот бурный образ имеет меньше общего с реальностью, чем с медиевизмом – термином, обозначающим то, как современные люди переосмыслили жизнь в эпоху европейского Средневековья, примерно с 400 по 1400 год.
Средневековая Европа, возможно, была жестокой, и ее стандарты управления не заслужили бы похвалы сегодня. Но люди, безусловно, могли распознать дисфункциональную политику, будь то при королевском дворе или в церкви, и предлагали решения.
Во времена растущего авторитаризма, когда американская политика кажется погрязшей в хаосе, стоит вспомнить, как общества столетие назад определяли плохое управление.
Перевод статьи Жоэль Ролло-Костер
Оглавлениение
Тираны, короли и плохие епископы
Авторы Средневековья думали о политике в терминах лидерства и часто называли плохую политику “тиранией”, независимо от того, критиковали ли они одного лидера или целую систему. В любом случае, тирания – или автократия, как ее часто называют сегодня, – это понятие, о котором великие мыслители рассуждали с античных времен.
Для древних греков тирания означала единоличное правление в интересах одного человека. Аристотель основополагающий мыслитель в этой области, определял тиранию как противоположность идеальному правлению, которым, по его мнению, является царская власть: единый правитель правящий в общих интересах всех. По его мнению, тираном управляет стремление к “власти, удовольствиям и богатству”, в то время как царем движет честь.
Современный политический теоретик Роджер Боэш заметил, что тираны стремятся сократить свободное время населения. Согласно Аристотелю, свободное время позволяло людям думать и “делать” политику – то есть быть гражданами.
Во времена Римской республики политические мыслители сравнивали тиранию с больной конечностью, которую необходимо отрезать от политического тела. По иронии судьбы, некоторые римляне устранили Юлия Цезаря из-за опасений, что он станет тираном, – только для того, чтобы получить Августа, который в итоге стал императором.
Типы деспотов
В поздней античности политические писатели стали задумываться о тирании и в религиозном руководстве.
В своих “Сентенциях”, сборнике богословских книг, архиепископ седьмого века Исидор Севильский затронул тему плохих епископов. Он писал, что эти люди ведут себя как “гордые пастыри”, которые “тиранически угнетают простой народ, не направляют его и требуют от своих подданных не славы Божьей, а своей собственной”. В целом Исидор критиковал политическую некомпетентность, основой которой являются гнев, гордость, жестокость и жадность лидера.
Столетия спустя европейские лидеры и писатели все еще обсуждали природу тирании – и что с ней делать.
Иоанн Солсберийский, епископ и философ из Англии XII века, предложил довольно радикальное решение: тираноубийство. В “Поликратикусе”, труде по политической теории, он писал, что долг – исправить порядок вещей и убить тирана который был злым, жестоким и деспотичным.
Однако в органической концепции тирании Иоанна тиран (тело) мог существовать только при поддержке общества (его конечностей). Он был одним из самых ранних авторов утверждавших, что тирания выживает не просто по прихоти тирана, а при поддержке его последователей.
В XIV веке ведущий правовой мыслитель того времени Бартолус де Сассоферрато различал два вида тирании. Деспоты приходили к власти законным путем, но действовали незаконно. С другой стороны, он определял узурпаторов как правителей, которые получили власть незаконным путем, погрязли в гордыне и не следовали закону.
Уничтожение тирана
Иногда неугодных или “неудобных” лидеров свергали, как, например, Ричарда II в Англии. В протоколе его низложения перечислены почти три десятка обвинений, выдвинутых против свергнутого короля: от отказа от совета, невыплаты кредитов и увещевания религиозных авторитетов до убийства, лишения наследства и импичмента соперников. Мы знаем, что его жизнь закончилась не очень хорошо: Он умер во время тюремного заключения в 1400 году, хотя как именно – загадка.
В Германии король Вацлав из дома Люксембургов был свергнут 20 августа 1400 года на основании того, что он был “бесполезным, ленивым, небрежным разделителем и недостойным владельцем империи”. Немецкая газета Die Welt называет его худшим королем Германии – любителем выпивки и охотничьих собак, одержимым приступами ярости.
Жестокие расправы с предполагаемыми “тиранами” не всегда проходили в тени. В 1407 году Людовик Орлеанский, брат короля Франции Карла VI, по неосторожности угодил в смертельную ловушку. На него напала большая группа мужчин, которые сбежали и преследовали зрителей.
Людовик был не только братом Карла “Безумного”, но и политическим соперником Иоанна Бесстрашного, герцога Бургундского. Оба они боролись за власть во время приступов душевной болезни короля. Иоанн взял на себя ответственность за заказ убийства.
Он и нанятый им адвокат, богослов по имени Жан Пети, утверждали, что Бургундия действовала в интересах нации, отдав приказ о смерти предательского и жадного тирана, и что убийство Людовика было оправдано.
Люди из ткани
Средневековая политика не делала особых различий между светским и религиозным миром. Папы были политическими лидерами и тоже могли считаться тиранами.
Во время Великого западного раскола 1378-1417 годов, раскола в католической церкви, когда несколько пап боролись за престол, все стороны оскорбляли друг друга заявлениями о нелегитимности и узурпации.
Враги папы Урбана VI, например, утверждали, что отличительным признаком тирании был его неконтролируемый гнев, который лишал его права руководить. Дитрих из Нихейма, работавший в папской канцелярии, отметил в своей хронике: “Чем больше он говорил, тем больше лорд Урбан сердился, и в конце концов его лицо стало похоже на горящую лампу или пламя от гнева, а горло наполнилось хрипотой”. Французские кардиналы низложили Урбана в 1378 году на основании незаконнорожденности и тирании.
Он был не единственным папой, смещенным за тиранию, хотя это слово и не использовалось. Констанцский собор, собор европейских священнослужителей, созванный для прекращения раскола, низложил папу Иоанна XXIII в 1415 году по самым разным причинам – от непослушания и коррупции до плохого управления, нечестности и упрямства. Два года спустя тот же собор сместил папу Бенедикта XIII, обвинив его в гонениях, нарушении мира, разжигании раскола, содействии скандалу и расколу, а также в недостоинстве.
Средневековые епископы и короли вряд ли являются образцом для подражания в современных демократиях, но их политический мир не был таким хаотичным, как мы часто себе представляем. Даже мир, не знавший демократии, пытался определить, что такое плохое руководство, и установить пределы власти тех, кого они считали безответственными. Были установлены правила адекватного политического поведения, хотя закон не всегда превалировал над насилием.
Но стоит вспомнить, как люди относились к плохому руководству, за сотни лет до раздробленной политики нашей эпохи. Сегодня, однако, у нас есть большое преимущество: Мы голосуем за и против наших лидеров.