Армения пережила значительный переходный период после массовых антиправительственных протестов и выборов 2018 года, в результате которых была изгнана укоренившаяся политическая элита. С тех пор правительство работает над решением застарелых проблем, включая системную коррупцию, непрозрачное формирование политики, несовершенную избирательную систему и слабое верховенство закона. В последние годы страна серьезно пострадала от военного давления со стороны Азербайджана. В сентябре 2023 года почти все этническое армянское население Нагорного Карабаха бежало в Армению после того, как азербайджанские военные разгромили местные силы обороны и установили полный контроль над территорией.
Армения сталкивается с травматическими последствиями войны в Нагорном Карабахе, в том числе с политической напряженностью, которая ставит под угрозу ее демократический прогресс. Хотя некоторые демократические основы остаются прочными, конфликт вновь вызвал старые разногласия, позволив прежней политической элите восстановить свое влияние. Этот кризис ставит под сомнение суверенитет и демократическое будущее Армении. Премьер-министр Пашинян, некогда популярный, теперь подвергается критике за свое отношение к войне и отсутствие эффективной коммуникации.
Партия “Гражданский договор”, получившая парламентское большинство, обладает значительным контролем над формированием политики Армении. Несмотря на обещания сократить влияние бизнеса, влиятельные бизнесмены занимают места в парламенте. Хотя посредничество Москвы в прекращении огня в 2020 году и развертывание миротворческих сил укрепили ее влияние, Армения диверсифицирует свои партнерские отношения в сфере безопасности после недавних конфликтов с Азербайджаном. Зависимость от России в области инфраструктуры и присутствие российских пограничников остаются значимыми факторами.
Армения сталкивается с параллелями с прошлыми трудностями Грузии после военных поражений. В то время как Грузия получила значительную послевоенную помощь от Запада, Армения лишена такой поддержки. Проблемы Пашиняна усугубляются парламентской системой и нестабильной экономикой, усугубляемой пандемией COVID-19. В отличие от централизованной власти Саакашвили в Грузии, Пашинян сталкивается с критикой за то, что не реформировал судебную систему и не продвинул свою повестку дня. Армения находится в относительной изоляции и справляется со своим кризисом без значительной внешней помощи, что напоминает ситуацию во время бархатной революции.
Бархатная революция 2018 года в Армении заложила прочный фундамент для укрепления демократии, используя ненасильственное гражданское неповиновение для стимулирования широкого участия общества в реформах. Это низовое движение, опирающееся на различные сообщества, снижает риск смены авторитарного режима. Однако внутренние политические конфликты и нереформированная судебная система создают значительные риски. Исторические проблемы с проведением судебных реформ в сочетании с противодействием предыдущего режима ставят под угрозу демократический прогресс Армении. Укоренившаяся оппозиция, несмотря на отсутствие электорального представительства, оказывает влияние через институциональные каналы, подрывая усилия по проведению реформ с 2018 года.
Судебная система Армении страдает от политического влияния и коррупции, имеет низкий процент оправдательных приговоров и сообщает о давлении на судей с целью добиться обвинительного приговора. Несмотря на стратегию реформ, ее реализация идет медленно, и лишь часть из них завершена в срок. Недавние события, включая отставку исполняющего обязанности главы Высшего судебного совета (ВСС) и политически мотивированные назначения в ВСС, вызывают дополнительные опасения по поводу политического вмешательства в судебную систему.
Послевоенная Армения сталкивается с потенциальными проблемами для своих демократических институтов, поскольку реакционные политические силы используют недовольство общества. Появились призывы к отставке премьер-министра Пашиняна, поддержанные президентом Саркисяном и небольшими внепарламентскими партиями. Саркисян предлагает создать неизбираемое правительство единства для наблюдения за досрочными выборами, что вызывает опасения по поводу демократической легитимности. Несмотря на то, что это технократическое решение, оно рискует подорвать демократические процессы и подорвать доверие общества к избирательной системе.
Прозрачность исторически была ограничена, а соблюдение правил декларирования активов для государственных служащих было слабым. Закон о свободе информации в Армении соблюдается неравномерно. За период с января по сентябрь 2023 года Комитет по защите свободы слова (КЗСС) зафиксировал 106 случаев нарушения прав журналистов на получение и распространение информации. В октябре журналистам запретили войти в здание муниципалитета Еревана, чтобы присутствовать на инаугурации новоизбранного мэра.
Премьер-министр Пашинян восстановил прямое взаимодействие со СМИ в 2023 году, проведя четыре пресс-конференции, а также одну сессию вопросов и ответов с гражданами. С 2021 года он не участвовал в пресс-конференциях и других подобных прямых контактах.
От того, как Армения отреагирует на послевоенные политические события, будет зависеть судьба ее демократии. Предложения о создании неизбираемых, специальных правительств подрывают демократическую консолидацию в обход избирательной легитимности и создают параллельные источники власти. Такие механизмы рискуют отодвинуть на второй план важные демократические достижения, например, расширение участия женщин в политической жизни. Они также являются отголоском исторической практики, которая может не соответствовать современным демократическим принципам. Для поддержания доверия к демократическим институтам необходимо урегулировать конфликты в рамках установленных конституционных рамок, а не прибегать к решениям “сверху вниз”, которые подрывают демократические процессы.
В Армении действует целый ряд открытых НПО, большинство из которых базируется в Ереване. Этим НПО не хватает значительного местного финансирования. Гражданские группы регулярно консультируются с правительством по вопросам политики, в первую очередь по избирательной, конституционной и антикоррупционной реформам.
Закон защищает права работников на создание независимых профсоюзов и вступление в них, проведение забастовок и участие в коллективных переговорах. Однако эта защита не обеспечивается должным образом, и работодатели, как правило, могут блокировать деятельность профсоюзов на практике.
Хрупкая демократия Армении может найти путь вперед, вернувшись к принципам “бархатной революции”: ненасилию и политическому участию широких масс. Укрепление демократических институтов, опирающихся на общественную поддержку, имеет решающее значение для сохранения суверенитета, особенно перед лицом внешнего давления. Зависимость от России в постконфликтный период подчеркивает необходимость устойчивых демократических институтов для сохранения автономии.
Право на собрания гарантировано законом, но на практике соблюдается непоследовательно. После того как азербайджанские войска захватили контроль над Нагорным Карабахом в сентябре 2023 года, в стране прошла серия антиправительственных демонстраций. В Ереване полиция применила световые и звуковые средства против демонстрантов, требовавших отставки премьер-министра Пашиняна; в результате столкновений между двумя сторонами пострадали не менее 33 человек.
Возобновление приверженности демократическим ценностям, четкое информирование об экономических выгодах и инклюзивное управление имеют важное значение. Внеочередные конституционные выборы могут помочь восстановить легитимность и стимулировать общественный дискурс по вопросам внешней политики и реформ. Ключевые вопросы о дипломатической позиции Армении, альянсах, борьбе с коррупцией и мире с Азербайджаном будут определять политическую повестку дня, в том числе и для Пашиняна.
На основе статьи Анны Оганян из Фонда Карнеги (признано иностранным агентом) и отчёта Freedom House